Пользователь
Имя
Пароль
 Фотографии
 Поиск

КЕРАМИКА

КЕРАМИКАС незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.

Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени. Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных пер городок, решеток, плитки.

Из керамических кирпичей сооружают камины. Украшением служат и керамические рельефы, орнаментальные и тематические панно, подсвечники, декоративные вазы, сосуды, чаши, используемые как отдельные изделия, так и в композициях, создающих особый настрой, уют. Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика - декоративные блюда, тарелки, пласты. При умелом подборе такого рода керамических предметов они хорошо вписываются в интерьер и дополняют его.

ВИДЫ КЕРАМИКИ

Основными технологическими видами керамики являются майолика, терракота, шамот, фарфор, фаянс. Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления.

МАЙОЛИКА И ТЕРРАКОТА

МАЙОЛИКА И ТЕРРАКОТА

Майолика - это изделия из обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью и рисунком.

Терракота - предметы из обожженной цветной глины, имеющие пористую структуру, не покрытые глазурью. Характерной гаммой оттенков являются бледно-розовый, желтовато-кремовый, сероватый, кирпично-красный, вишневый.

Красота изделий - панно, рельефов, декоративных скульптур - достигается благодаря пластичности, натуральной цветовой гамме глины после обжига.

ШАМОТ

ШАМОТ

Шамот используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. 

Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит.

 

ФАРФОР

Image Hosted by ImageShack.us Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде.


ФАРФОР В ИНТЕРЬЕРЕ

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами. Например, тем что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела.

Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Вы пробовали читать через фарфор? Через тарелку современного производства этого сделать не удастся, а вот сквозь блюдце или стенку чайной чашки, которые изготовили в 17 в. китайские мастера, вполне можно различить крупные буквы - настолько тонок черепок.

Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды - такой фарфор называется бисквитным.

РАЗНОВИДНОСТИ ФАРФОРА

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800°С, а потом уже с глазурью - при 1300-1500°С.

Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому может соединиться с черепком совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается кр постью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Мягкий фарфор, называется также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченный алебастр. По истечении некоторого времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500°С, делая сухим и непористым.

Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100°С, для соединения глазури с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

С начала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи). Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производства.

Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°С. Здесь речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

УКРАШЕНИЯ ИЗ ФАРФОРА

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются.

Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов способные вынести большой жар (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко р сплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800°С.

СОХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Для верной сохранности фарфора желательно как можно меньше его беспокоить. Самое надежное хранить вещи в застекленной витрине, что не мешает их эстетическому воздействию. В тоже время витрина защищает от пыли и повреждений. Если же, несмотря на все предосторожности, предмету будет нанесено повреждение, ищите профессионального реставратора, ибо склеивание фарфора требует опытности, особенно если это посуда, и черепки при склеивании легко сдвинуть. В случае невозможности обратиться к специалисту необходимо пользоваться быстро сохнущим и растворимым клеем. Его легко будет без остатка удалить с места поломки, если черепки плохо совпадут.

ФАЯНС

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, неглазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса - это прежде всего посуда, а также декоративные изделия - вазы, блюда, различные композиции и т. д.

СЫРЬЕ

Основным сырьем производства керамических изделий является глина. Она представляет собой измельченную горную породу различного химико-минералогического состава, в соединении с водой образующую тестообразную массу, способную сохранять приданную ей форму, а при обжиге становиться камнеподобной.

Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, являет пластичность. Глина - единственный в свое роде такой природный материал, имеющий в большом количестве. Именно по этому признаку различают три сорта глин: высокопластичные, средне- и низкопластичные. Гончары определяют пластичность обычно на ощупь, путем разминания и растирания комочков глины в руках.

Один из простейших способов оценки качества материала - сформовать длинный цилиндр, который затем следует сгибать дугой до появления трещин. Чем пластичнее глина, тем меньшим будет радиус дуги при появлении трещины. Высокопластичные глины - вязкие, "жирные". Они нежны на ощупь, хорошо тянутся, легко полируются. леск сохраняется и после обжига. Но такая глина разрушается при высокой температуре. Глины низкой пластичности, песчаные, "тощие", известны под названием "глей". В изломе они матовы, шершавы на ощупь, в руках рассыпаются и практически не формуются. Их достоинство - огнеупорность.

И "жирные", и "тощие" глины в естественном виде не годятся для применения в производстве. Они требуют соответствующей обработки: в зависимости от вида изделий и качества керамической массы увеличивают или уменьшают пластичность глины. Для этого используют песок и шамот. Глинам присуще еще и такое свойство, как усадка, то есть уменьшение размеров без изменения формы. Различают воздушную усадку (при высушивании перед обжигом) и огневую (при обжиге). Воздушная усадка тем больше, чем выше пластичность глин. Она колеблется от 1,5 до 13 %, огневая достигает 23 % от сырого объема.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ИЗДЕЛИИ

Формовка вручную

Глиняное тесто должно быть однородно по структуре, без слоистости и воздушных пузырей, равномерно перемешано с добавками, увлажнено до необходимой пластичности, способно принимать ту или иную форму при небольшом давлении. Кондиционная глина не прилипает к рукам, ее отдельные куски легко соединяются. Есть несколько способов приготовления глиняного теста. Один из них заключается в следующем: подсушенную и раздробленную глину заливают большим количеством воды, размешивают до текучего состояния, пропускают через сито в чистую емкость. Глина оседает на дно. Затем избыток воды удаляют путем испарения или при помощи насоса. Летом вода легко испаряется в широкой емкости.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием горячим литьем под давлением. Наиболее часто применяются способ пластического формования: ручное (при производстве тонких художественных изделий - цветов, украшений и т.д.), формовка "колбасками"; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью на гончарном круге.

Гончарный круг позволяет создавать симметричные; равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Он состоит из железного вертикального стержня, прикрепленного к рабочему столу, и двух деревянных кругов - большого, нижнего и малого, верхнего. Гончарный круг приводится в движение вращением ногой нижнего круга. Верхний круг является непосредственно рабочим местом, на котором формуют изделие. При этом необходимы некоторые инструменты: деревянный резак, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка, кусочки кожи и оргстекла.

Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки - чаще всего на воздухе.

Высохшее до 19-20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответству-ющими инструментами: вытачивают металли-ческим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование. Литье в гипсовых формах основано на способности гипса впитывать влагу. Разжиженную глиняную массу, так называемый шликер, заливают в гипсовую форму, влага впитывается и через некоторое время у сте-нок формы образуется ровный слой глины. Масса постепенно затвердевает, размеры формуемого изделия сокращаются и получа-емый полуфабрикат легко отделяется от формы. Такие изделия отличаются рыхлостью и дают большую усадку.

Следующим этапом в производстве керамики является сушка. В свежеформованном или вылитом изделии содержится от 22 до 30 % влаги - в зависимости от способа формования. Процесс сушки при разном составе массы проходит неодинаково: чем жирнее глина, тем дольше она сушится. При неодинаковой плотности черепка усушка проходит неравно-мерно, что ведет к появлению трещин и деформации. Форма изделия также имеет значение: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет.

Формовка на гончарном круге

Во время сушки не должно быть сквозняков. Вначале изделие проходит предварительную сушку, при 19 % влагосодержания - декорируется, а затем уже идет окончательная сушка.

ДЕКОРИРОВАНИЕ

Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, "мрамор", лепка, лощение, резерваж и другие.

РОСПИСЬ

Роспись - наиболее широко применяемый способ художественной обработки. Расписывают ангобом - тонкорастертой жидкой глиной, белой или с примесью красителей. Рисунок ангобом наносят только на сырой черепок (19-20 % влажности). Пересушенное изделие расписывать нельзя, так как ангоб при сушке и обжиге отпадает. При нанесении ангоба на очень влажное изделие (с влагосодержанием 27-34 %) вводится большое количество воды и в результате изделие может утратить форму. Залитое ангобом изделие расписывают с помощью пипетки. Рисунок обычно выполняют по схематичному контуру, нанесенному пальцем или карандашом, но линии должны быть четкими. По ним пипеткой наносят ангоб. Этот способ хотя и кропотливый, требует навыка, внимания, зато позволяет получить уникальные изделия

ГРАВИРОВКА И СГРАФФИТО

При гравировке и сграффито изделие заливают ангобом контрастного с черепком цвета и подсушивают до 14-15% влагосодержания. Контур рисунка слегка наносят карандашом, затем специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до черепка. При этом способе получается чёткий рисунок. Как и в графике, способом сграффито делают штриховку, которая под глазурью создает чудесные переливы двух цветов.

ФЛЯНДРОВКА

При фляндровке свежезалитое ангобом изделие ставят на турнетку. В местах, где должен быть рисунок, пипеткой с контрастным ангобом наносят спираль, а на нее - кружочки или 3-5 волнистых линий разных цветов. В глубине этих линий ангобом делают черточки или кружочки в том же порядке, как делались волнистые линии. Затем движением снизу вверх или наоборот (перпендикулярно к волнистым линиям) проводят черточки, которые создают своеобразный рисунок. Фляндровка - древняя техника росписи. Рисунок фляндровки получить другим способом нельзя, но его можно быстро освоить.

МРАМОР

Декорируя изделие способом "мрамор", его вначале обливают цветным ангобом и ставят на турнетку. Ангобом других цветов по вертикали наносят линии и, приведя турнетку в движение, пипеткой снизу вверх проводят спираль, изделие встряхивают. "Мрамор" можно получить также путем нанесения бесформенных пятен на залитое ангобом изделие, затем его встряхнуть. При удачно подобранном ангобе под глазурью образуются неожиданные сочетания цветов.

РЕЗЕРВАЖ

Резерваж - способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазированием. Рисунок имеет цвет керамической массы, остальная поверхность покрывается цветным ангобом (в промасленных местах ангоб не пристает).

МОЛЕТАЖ

Одним из способов декора является также молетаж: на изделие наносят специальным колесиком вдавленный рисунок, после чего его красят ангобом разных цветов. Это очень эффектный способ оформления декоративных бытовых предметов.

ЛОЩЕНИЕ

Древним способом является также лощение, которое производят путем заглаживания камешком непросохшей поверхности изделия. Иногда же камешком наносится и простой орнамент в виде полосок, зубчиков, кругов и т. д.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

В практике изделия часто оформляют, комбинируя приемы - роспись с гравировкой или фляндровка с "мрамором". При росписи с гравировкой вначале делают гравировку, а затем заливают нужные места ангобом. При комбинировании фляндровки и "мрамора" сперва идет "мрамор", а потом фляндровка.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ

Для декорирования используют ряд инструментов; турнетку, пипетку, металлические и деревянные палочки, стеки и прочее. Турнетки бывают настольные и на специальных подставках-станинах. Верхний круг турнетки, куда ставят изделие, легко приводится в движение левой рукой. Основным инструментом для нанесения ангоба является пипетка, в отверстие которой вставляют ровно обрезанную соломинку. Диаметр соломинки определяет струю ангоба.

При фляндровке применяют палочку, на конце которой под прямым углом вставлено металлическое или деревянное острие, а гравировку и сграффито выполняют деревянными и металлическими палочками, похожими на карандаш. Для лепки необходимы обычные скульптурные стеки - металлические и деревянные. Кроме этого, при работе необходима грецкая губка (мягкая тряпка, резиновая губка) для удаления ангоба.

В современной художественной керамике применяют такие приемы декорирования, как огневая патинировка в окислительной и восстановительной среде, тонирование и роспись изделия солями и кислотами метал-лов, взятыми в чистом виде или введенными в состав цветного ангоба, глазури, эмали.

ГЛАЗИРОВАНИЕ

Глазирование - широко применяемый художественно-технический прием обработки керамических изделий. Покрытие глазурью - стекловидной массой - изделия преследует не только эстетическую цель. Глазурь предохраняет его от проникновения влаги, делает более прочным. Глазури могут быть прозрачными (бесцветными и цветными) и непрозрачными. Прозрачные бесцветные глазури хорошо выявляют натуральный цвет глины, из которой сделано изделие, чего не скажешь о непрозрачной глазури.

Изделие после первого, утильного, обжига очищают от пыли специальными щетками. Приготовленную в емкости глазурь размешивают до эмульсионного состояния. Изделие окунают в глазурь или обливают ею, затем сушат. Глазурь можно наносить большой кистью с тонким ворсом, особенно когда глазируют только часть поверхности. Работающий под давлением сжатого воздуха аэрограф также годится для этой цели.

Основой глазури является кварц, полевой шпат, каолин. В состав глазури вводят также окислы металлов, чем достигается термостойкость и другие качества. В зависимости от способа приготовления, глазури подразделяются на сырые и фриттованные. Сырые глазури наиболее просты: все компоненты измельчают и смешивают с водой до определенной плотности глазурного шликера. Для получения фриттованной глазури компоненты глазурной смеси фриттуют, то есть сплавляют (обычно при температуре 1200-1300°С), вследствие чего образуются нерастворимые силикаты и другие соединения. После плавления фритту выливают в емкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно измельчают в ступе.

Различают глазури туго- и легкоплавкие. Тугоплавкие применяются для фарфора, шамота, твердого фаянса. Температура их плавления 1125-1360°С. Для майолики берут глазури, которые плавятся при температуре до 1000 °С. Для декорирования изделий из майолики применяют также цветные глазури. Цвет достигается введением в бесцветную глазурь оксидов и солей металлов. Так, окись кобальта дает цвет от светло- до темно-синего; окись хрома - зеленый, а при наличии олова - розовый, красный; окись меди используют для получения зеленой и красной глазури, а также глазури восстановительного огня; соединения с марганцем дают коричневые, розовые цвета; окись железа - от желтого и красного до коричневого и черного и т. д. Очень красивыми делают керамические изделия глазури восстановительного огня: при обжиге на поверхности образуется металлический блеск. Чем это достигается?

Вначале обжиг идет обычным путем, но при температуре печи около 600 °С, когда глазурь на черепке уже неподвижна, доступ воздуха в печь перекрывается, в топку вводят восстановители в виде лучины, нефти, ветоши. В печи создается восстановительная среда, огонь удаляет кислород и окиси металла. Если начать восстановление, когда глазурь еще находится в жидком состоянии, то углерод может вплавиться в глазурь, в результате чего она станет матовой, серо-черной. Если же восстановительный огонь образовать после затвердения глазури, то восстановление не произойдет, изделие только покроется копотью.

Процесс восстановления длится от двух до шести часов. Изделия вынимают из печи только после их остывания, иначе металлизация может прекратиться. Глазури, которые дают металлический блеск на керамических изделиях, всегда легкоплавкие - в их состав входят соединения свинца, легко восстанавливающегося. Но при этом надо иметь в виду, что свинец может восстановиться раньше, чем нужный металл. Это и портит глазурь, она приобретет металлический темно-серый цвет, а не переливы радуги. Для получения красивых оттенков глазурь рекомендуется наносить на белые эмали.

Очень эффектны керамические изделия, украшенные глазурью "кракле". Глазури "кракле" впервые изготовлены в Китае. Если после обжига на глазури появлялись трещины, изделия с таким дефектом окунали в определенную жидкость и снова обжигали, после чего трещины заплавлялись, изделия получались красивыми. Китайцы с помощью этих глазурей украшали изделия орнаментом или на белый фон наносили голубую или синюю сетку. Позже начали изготовлять "кракле" разных цветов. Глазурь "кракле" можно получить из обычной глазури, введя в ее состав нерастворимые в ней соединения, которые всплывают наверх и при остывании создают неровную тонкую пленку, напоминающую трещины. Покрытие и роспись изделий эмалями дает, в основном, тот же эффект, что и роспись глазурями. Эмали дают яркие и светлые тона на черепке. На белой эмали роспись выполняется в основном синим, желтым, зеле-ным, фиолетово-коричневым цветами.

ОБЖИГ

Формование керамического изделия происходит во время обжига. Полностью ху-дожественный образ выявляется лишь после того, когда основательно "спекся", затвердел черепок, застыли расплавленные глазури. Сформованное изделие, подсушенное, подправленное, декорированное ангобом, солями, снова подсушенное, помещают в печь. Это первый, утильный, обжиг. Затем изделие расписывают глазурями.

При повторном обжиге расплавляют глазури. Последовательность повторного обжига та же. Главное при этом - медленное, постепенное повышение температуры. Обжиг можно условно разделить на четыре периода. В первом периоде (при температуре 1 50 °С) из изделия уходит механически связанная вода. При резком повышении температуры прежде всего испарится вода с поверхности черепка и образуется пленка, которая задержит влагу, находящуюся в середине. Для ее удаления придется повысить температуру, что приведет к парообразованию и разрушению.

Второй период - температура 150-500 °С. В это время удаляется химически связанная вода, изделие краснеет. Третий период - 500-900 °С. Четвертый - до 1000°С. Печь выключают, а когда она остынет до 200 °С, дверцы печи приоткрывают. Изделие вынимают после полного остывания печи.

12.01.13  21:24 Просмотров: 3307 Печать

В этом разделе

02.04.12
БАЛЕТ
Вход для пользователей
Сожалеем!
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2017 All right reserved www.omut.ru [ PG.t : 0.28 | DB.q : 7 | FR.q : 3 | DB.t : 0.00 ]